Стенограмма вебинара «Как принять себя, если мое тело изменилось»

Елена Щербакова: Дорогие друзья! Торжественно объявляем открытие нашего первого вебинара в рамках проекта «Орден Феникса». Этот проект придумал благотворительный фонд «Мир в каждый дом», выиграв Президентский Грант 2019. Что такое «Орден Феникса» и для чего он нужен?  Это проект по социально-психологической реабилитации детей, переживших ожоги. Дело в том, что на сегодняшний момент система медицинской помощи работает таким образом, что ребёнок получает необходимое медикаментозное и хирургическое лечение, но чаще всего психологическое лечение ребёнку необходимо, но ребёнок его не получает. Особенно это актуально для детей из небольших городов, сельских поселений, да и в крупных городах не всегда можно найти компетентного специалиста. А у некоторых семей нет на это средств.  Поэтому у нас есть такой замечательный проект «Орден Феникса».  С большой радостью хочу вас познакомить с нашим прекрасным психологом.  Знакомьтесь, это Юлиана Брычкина.  Она будет курировать ребят и родителей на протяжении всего проекта. Проект продлится у нас 6 месяцев (до апреля 2020 года).

Наша первая тема вебинара:

Как принимать себя, если моё тело изменилось? Это тема будет важна не только детям, пережившим ожоги и их родителям, а также скорее всего всем, потому что вопрос самопринятия он актуален для большинства взрослых людей. Этот вопрос общепроблемный. Он важен для всех.

Елена:  Юлиана, давайте познакомимся с вами. Расскажите немного о себе, что вы за человек. Юлиана: Интересный конечно вопрос «что я за человек?». Что касается психологической подготовки, то я окончила курс психоанализа по специальности «возрастной психолог». Так или иначе моя жизнь связана с детьми. Профессионально работаю с детьми, с родителями, разбираем разные проблемы – успеваемость, проблемы с родителями, школьные конфликты. Все эти темы мне очень близки и интересны. Постоянно учусь, недавно приехала с очередного обучения, надеюсь, что все знания помогут нашим ребятам преодолеть различные страхи и устраивать дальнейшую жизнь.

Елена: Юлиана, а в обычной жизни вы чем интересуетесь, увлекаетесь?

Юлиана: Летом обычно я вожу детей в походы. Мы уезжаем в Карелию и там сплавляемся на катамаранах, байдарках или ходим с собаками в походы. Вообще очень люблю природу, лес и все, что с этим связано. Также занимаюсь волонтерской поисково-спасательной деятельностью. И вообще я по жизни этакий «спасатель».

Елена:  То есть и хобби связано с профессиональной деятельностью?

Юлиана:  Да. Психология — это моя жизнь!

Елена: Как ребёнок может воспринимать изменение своем теле? Эстетические, физиологические, бывают изменения в движении (ограничение движения после ожога). Какие основные реакции ребенка после того, как он пережил ожог?

Юлиана: Реакции у детей бывает очень разные. Если это ребенок маленький, то он может этого не понимать. Он может чувствовать физическую боль, но эстетически это его пока не волнует. Если же ребенок постарше, он может очень тревожиться по этому поводу. Во-первых, его мучают физические боли; во-вторых, эстетически, когда ты внешне изменился.  Обычно изменения происходят в подростковом возрасте, а здесь на ребенка обрушивается всё сразу. Ребенок может сделать вид, что ничего не случилось, может, наоборот, очень переживать, а может использовать это как-то своих интересах. Может это для него будет даже какой-то старт. Это идеальный вариант.

Елена: То есть изменения в теле можно использовать как толчок к чему-то новому и использовать в переосмыслении себя, взрослении?

Юлиана: Да, конечно. В идеале, это лучший выход из этой ситуации. Многое испытания нам выпадают для того, чтобы сделать нам толчок. Если посмотреть на известные личности, то многие известные люди сделали свои главные достижения в жизни после пережитого. В идеале, если ребенок адаптировался и пережил эту ситуацию, он делает большой рывок в будущее и не имеет потом проблем.

Елена: Мы хотели бы пожелать всем ребятам и взрослым пройти именно по этому пути.

Второй вопрос. Какие стадии принятия своего тела вообще бывают? Вот ребенок получил ожог, выписался из больницы, и началась обычная жизнь. Что происходит дальше?

Юлиана: Здесь ситуации могут быть разные. Считается, что есть 5 стадий:

  1. отрицание (не верит в произошедшее)
  2. злость (почему это случилось, почему это случилось со мной, в чем я виноват?)
  3. человек начинает «торговаться» (давайте я что-то сделаю, и у меня все пройдет). Происходит «сделка с жизнью»
  4. депрессия
  5. смирение (принимает свое тело)

Елена: Может ли ребенок надолго задержаться в одной из стадий?

Юлиана: Да, может. Чаще это происходит, если нет обратной связи от взрослых. Взрослые могут сами отгораживаются о ребенка, мама может бояться прикасаться. Здесь нужна помощь специалиста, чтобы помочь построить «лесенку» для перехода на следующую стадию.

Но также может и перескочить одну или несколько стадий.

Елена: Эти стадии бывают даже у самых маленьких детей?

Юлиана: Чем младше ребенок, тем он быстрее пробегает по этим стадиям. Потому что осознание своего тела у детей формируется к 5-6 годам. Если его мама обнимает, любит, то ему этого достаточно.

С детьми постарше ситуация сложнее. Даже если окружающие будут относиться как и прежде, поймут, примут его, а ребенок нет. Он себя не принял, он замкнулся, не может выйти. Изменилось самовосприятие. Здесь нужно помогать.

Елена: Могут ли близкие помочь пострадавшему ребенку своим поведением? Хотелось бы здесь выделить 2 основных момента: 1. Близкое окружение (мама, папа) 2. Дальнее окружение (знакомые, остальные родственники).

Юлиана: Во-первых, ребенка нельзя лишать ласки и тепла. Даже в обычной жизни подростку нужно тепло, то если что-то случилось, тем более необходимо. Ласковые, добрые слова. Но здесь главное соблюдать баланс. Многие бросаются жалеть и помогать даже там, где помощь не требуется. Это мешает адаптации и развитию. Многие родители превращают изменившегося ребенка в больного, сами ограждая его от различных кружков, общения. Ребенок просто запирается дома. Это тоже не верное решение. С ребенком нужно разговаривать, отвечать на вопросы что с ним произошло. Ребенок должен понять это и принять.
Елена: Как вести себя родителям, чей ребенок внешне изменился? Как себя контролировать взрослым?

Юлиана: Если говорить о внешности, все мы в какой-то момент ощущаем себя не так. Все мы выглядим по-разному, у нас разные лица, мы меняемся в подростковом возрасте, и в течение жизни. Здесь важно не то, как ты выглядишь, здесь важна внутренняя самооценка, как я себя ощущаю. Родителям не стоит преувеличивать, и говорить, что их ребенок самый красивый, но это и не значит, что ты урод. То, как ты выглядишь, это, условно говоря, ширма. Важно, что находится у тебя внутри, то, что ты можешь дать, как ты себя ощущаешь. Не стоит с агрессией относиться к окружающим, это и ребенка наталкивает на агрессию. Все мы знаем, что плохое притягивает плохое. Детям нужно объяснить, что случилось, и это нужно принять. Нужно объяснить, что не все могут воспринимать адекватно, потому что для людей это не привычно. Чем быстрее ребенок поймет, что не все его могут принимать адекватно, тем быстрее он адаптируется, и переключится с внешности на что-то внутреннее. Ведь в каждом есть что-то хорошее внутри.

Елена: Спасибо большое. Переходим к следующему вопросу.

Где искать ребенку силы? Или тот самый «внутренний стержень»?

Юлиана: Конечно самый надежный источник силы это внутри самого человека. Человеку в обычном состоянии найти эго сложно. Конечно ребенок должен искать в себе, что у него есть, какое у него хобби, какие у него положительные качества, что он может дать. Переформировать негативные установки в позитивные. Во-вторых, можно найти в социальных сетях группы с ребятами с похожими проблемами, где они делятся, общаются, что-то придумывают, обсуждают, сбрасывают стресс. Можно найти друзей по интернету, даже из других стран. Важно наладить общение. Важно придерживаться установки «я не страдаю, я живу и получаю то, что хочу получить». Сформировать личные цели. Чем больше у ребенка будет уверенности в том, кто он и что он может, что он хочет, будут цели, тем уверенней он будет идти по жизни, вне зависимости от того, какая у него внешность.

Елена: Подведем подытог: 1. Мои хобби, интересы и увлечения. 2. Общение, не замыкаться в себе. 3. Будущая самореализация. Принять, что все уже случилось, и нужно перешагнуть через это, жизнь продолжается, и в ней есть много интересных моментов, которые обязательно придут.

Есть у меня один интересный подопечный, который, когда вырос, реализовал себя в помощи таким же детям. Теперь он пластический челюстно-лицевой хирург.

Следующий вопрос очень непростой:

Наши ребята, как правило, после выписки, идут в те же общеобразовательные учебные учреждения, возвращаются в прежний социум. И встречаются с буллингом (это открытая агрессия, направленная на высмеивание черт человека, на высмеивание его внешности, особенности речи) Как нашим ребятам себя защитить? как вести себя?

Юлиана:

Родителям необходимо вести работу с трех сторон:

  1. Со стороны педагогов. Возможно даже провести собрание о том, как нивелировать факторы агрессии от одноклассников. 2. Со стороны одноклассников. Учителя сами должны говорить с учениками, что не внешность главное в человеке. 3. Со стороны самого ребенка. Нужно объяснять, что нет такого человека, который бы всем нравился. Даже если делать все идеально, и идеально выглядеть, все равно найдется тот, кто будет против тебя. это в обычной жизни так. Нужно выстроить самооценку ребенка таким образом, что кто бы что ни говорил, он должен знать, чего сам стоишь, остальное не имеет значение. Закрыться невидимым щитом, об который пусть все негативные эмоции бьются, и все возвращается обратно.

Как самому ребенку себя защитить? Конечно, должно зависеть от ситуации.

  1. Самый лучший способ отвечать на такую агрессию необычным способом. С юмором. Есть даже тренинги, когда человек на все свои проблемы или недостатки должен найти несколько фраз, на которые можно ответить с юмором. Погасить агрессию с юмором, потому что некоторые сразу теряются, потому что ждут в агрессивной реакции в ответ. Бывает, даже дружить потом начинают. Это конечно идеальный вариант.
  2. Ребенок обязательно должен делиться этим со взрослыми, выговориться. И искать вместе решение, выход из ситуации.

Елена: Может ли ребенок с изменившейся внешностью самостоятельно, без помощи психолога, справиться с психологической проблемой?

Юлиана: Все зависит от ребенка. Есть бойкие дети, и они своими внутренними силами способны самостоятельно справиться. Но, по большей части, конечно требуется помощь специалиста, потому что, когда мы переживаем эти эмоции и строим внутри себя план выхода из этой ситуации, мы можем не видеть что-то внешне, не замечать какие-то проблемы, которые важны, но находятся вне нашей видимости. И тогда психолог нужен как обратная связь на «все ли ты делаешь правильно».

Елена: Вопрос от нашей подопечной. Влияет ли внешность на успешность в жизни? На возможность устроиться на хорошую работу, создать семью?

Юлиана: Прежде чем ответить, хочу рассказать одну историю. У нас на факультете учились три девушки, прикованные к инвалидному креслу. Одна из них не просто выучилась на психолога, и стала профессионалом, работает через скайп. Она вышла замуж, у нее счастливая семья. Да, у них нет детей, но они счастливы с мужем.

То есть, то, насколько человек счастлив, не зависит какой ты внешне, а зависит от внутреннего настроя, как ты себя ощущаешь. Если человек настроен страдать, то так и будет. Если настроен жить и радоваться, то будет все прекрасно.

Елена: У нас есть вопрос от зрителей.

В каком возрасте начинаются проблемы с восприятием себя и комплексы с восприятием рубцов?

Юлиана: Тогда, когда мы начинаем хотеть, чтобы на нас обратили внимание. Это 10-11-12 лет, в зависимости от того, как ребенок развивается. Что касается комплексов восприятия себя, когда у тебя есть что-то не то, может начинаться с 7-8 лет. Зависит от того, в каком окружении ребенок находится. Если ребенок находится дома, и родители не заостряют внимание, то и ребенок не обращает на это внимание. Когда же меняется окружение, например, переход из детского сада в школу, отношение может поменяться. Например, в детском саду все привыкли, и не обращали внимание, а в школе стали смотреть и задавать вопросы. И ребенок стал задавать вопросы. Тогда начинаются проблемы с восприятием себя.

Елена: У нас еще один вопрос от зрителя.
Как помочь ребенку, если его на улице спрашивают что с ним произошло? Как реагировать, если ребенок этот вопрос воспринимает болезненно?

Юлиана: По сути, что произошло – это факт. Сам вопрос не должен вызывать непонимание что ответить. А вот то, как ребенок реагирует на вопрос, это ощущение. Ребенку нужно объяснить, что люди не понимают, что произошло. И можно в кратце объяснить суть, закончив фразой «извините, я не хочу об этом говорить».

Елена: То есть 1. Обговорить с ребенком, насколько он может рассказать об этом окружающим 2. Сформулировать дома, проговорить несколько вариантов ответов 3. Использовать фразу «извините, я не хочу об этом говорить».

А родителям использовать фразу «это ожог, это не заразно», потому что другим родителям важно узнать не что с ребенком произошло, а не заразен ли он.

Дорогие зрители! Мы постарались кратко развить эту тему, надеемся, что каждый из вас подчерпнул для себя что-то новое. В дальнейших вебинарах будем раскрывать конкретику по каждой теме. Спасибо!

Проект «Орден Феникса» реализуется при финансовой поддержке Фонда Президентских грантов. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *